Прямоугольные и круглые воздуховоды из оцинкованной стали
Эффективность воздухообмена зависит от жесткости стенок проводящего канала. Воздуховоды из оцинкованной стали отвечают всем требованиям и обеспечивают максимальную производительность. Вентканалы делаются из оцинкованной тонколистовой стали толщиной 0,5—10 мм в соответствии с ГОСТом 14.918−1980 и сборником СНиП 204.05.1991. По отводам транспортируется воздух с влажностью до 60% и температурой ниже 80 °C.
Понятие вентиляционных каналов
Воздуховоды представляют собой конструкционную систему из труб разного диаметра и сечения, которые соединяются с помощью фасонных составных частей. При производстве принимается во внимание вес оцинкованной стали в воздуховоде. Калькулятор для расчета площади круглого сечения учитывает диаметр трубы, а в прямоугольном изделии важными критериями являются длина и ширина. Значение умножается на длину, и высчитывается объем пропускаемого воздуха.
Подбираются отводные каналы с учетом конструктивных особенностей, расчетных требований, санитарных и строительных нормативов. Небольшие воздуховоды делаются из оцинковки 0,5—0,6 мм, а отводы большого сечения изготавливаются из листов толщиной 0,7—1,0 мм. Различают следующие типы вентиляции в зависимости от показателя внутреннего давления:
- Класс Н — нормальное давление. Применяется в системах вентилирования и отвода дыма. Требования к герметичности предъявляются минимальные, предусматривается определенный процент потерь при транспортировке воздушных масс.
- Класс П — плотный вид. Устраивается при давлении атмосферы в каналах свыше 0,6 кПа. Соединительные швы герметизируются, производится замковое соединение.
Масса погонного метра круглой трубы из оцинковки 0,5 мм диаметром 100 мм составляет 1,4 кг. Диаметр свыше 400 мм изготавливается из листа 0,7 мм, погонный метр весит 7 кг. Мощный поток требует размера трубы 110 или 120 мм, метр трубы весит 28 или 31,5 кг.
Назначение изделий
Промышленное производство нуждается в перемещении газовых, аэрозольных смесей или воздушных потоков. Для этих целей вентиляционные отводы изготавливаются по строительным нормам и соответствуют требуемым стандартам. Применяются унифицированные соединительные вставки, повороты и разветвления, изготовленные в заводских условиях с имеющимся сертификатом качества. Вентиляционные короба используются:
- при устройстве вентиляции;
- для отведения дыма соответствующей температуры;
- в случае перемещения газовых потоков на производственный участок.
Преимущества оцинковки
Соединительные элементы изготавливаются из оцинковки. При этом допускается применение черной стали толщиной 0,4—1,2 мм. Изготовление оцинкованных воздуховодов из стали предусматривает большое количество типоразмеров. Сеть воздуховодов конструируется из унифицированных составных элементов и узлов ответвления. Оцинкованная сталь используется, поскольку имеет немало преимуществ:
- Навесное оборудование эксплуатируется до 20 лет с сохранением качества и без изменения внешнего вида. Трубопроводы сопротивляются коррозии.
- Во время монтажа экономятся средства на окраску, изделия устанавливаются без использования грунтовочного защитного слоя. Наружные воздуховоды стойко переносят воздействие солнца и атмосферных осадков. Изделия не нуждаются в окраске благодаря привлекательности металла.
- Листы при изготовлении гнутся и штампуются без нарушения внешнего оцинкованного покрытия. Слой остается неотделимым, сколы и трещины не наблюдаются.
- Материал считается экологически чистым и не оказывает вредного влияния на здоровье.
- Стоимость оцинкованных воздушных коллекторов ниже таких же изделий из нержавейки и других материалов.
- Воздуховоды отличаются прочностью и малым показателем аэродинамического сопротивления.
- Монтаж осуществляется просто. После установки и в процессе работы трубопровод не требует сложного ухода. Внутренняя гладкая поверхность не способствует загрязнению стенок.
- При пожаре материал не горит, отличается высоким пределом огнестойкости. Каналы устанавливаются в строениях различной степени пожарной опасности.
- Легкость материала облегчает транспортировку и снижает затраты на перевозку.
- Воздушные трубопроводы выполняются прямоугольного и круглого сечения. Каждый из этих видов отличается преимуществами и недостатками. При монтаже предусматриваются различные соединения отрезков трубы межу собой.
Прямоугольные воздуховоды
Трубы, которые выполнены в виде прямоугольного или квадратного сечения различной площади сечения, называются прямоугольными воздуховодами. Они соединяются с помощью фланцевой запрессовки на шине с использованием герметичной прокладки. По периметру канала выполняются зиги на расстоянии 250—350 мм друг от друга или делаются диагональные перегибы для создания жесткости воздушного пути. Зиг — это кольцеобразный соединительный рубец, который выполняется на прокатных фальцевых агрегатах.
Прямоугольный воздуховод из оцинкованной стали монтируется с применением хомутов и траверсов. Крепежные элементы делаются из полосованного металла, нагруженные траверсы изготавливаются из уголка. При фланцевом соединении производится заклепывание сторон во избежание проседания на большой протяженности.
Прямоугольная форма канала считается более компактной, выглядит органично и не портит интерьер помещения. Площадь и объем прямоугольного короба высчитываются легко и более точно. Воздуховоды служат для транспортировки воздушных потоков с небольшим давлением без вредных аэрозольных примесей и пыли.
Круглые трассы
Трубы с круглым сечением изготавливаются с различным диаметром и толщиной стенок. Такие воздуховоды рассчитаны на большее давление, чем прямоугольные, при их использовании уменьшается шум от работы. Круглые каналы практичнее и применяются чаще. Соединение участков производится ниппельным методом с применением муфты.
Края крепятся заклепками и саморезами с помощью соединительной внутренней или наружной детали. Фланцевые соединения в конструкции выполняются герметично и снижают потери воздуха при транспортировке. Такое соединение осуществляется посредством специального пружинного приспособления или шурупов. Использование пружин ускоряет монтаж и увеличивает степень герметичности. Если заводские детали имеют крепежные борта на концах, то соединение производится без дополнительной фиксации.
Иногда круглые трубы соединяются с применением бандажа. Это приспособление надевается на отбортованные края воздуховода. Простой метод обеспечивает высокую герметичность, но увеличивает стоимость работ. Используется соединение методом разных диаметров — когда внешний диаметр одного куска равняется внутреннему диаметру другого участка. Концы вставляются один в другой и прикручиваются саморезами. Преимущества круглых воздуховодов:
- меньший показатель сопротивления потокам воздуха;
- форма без углов экономит до 15% материала;
- очистка внутренней поверхности не требуется;
- внутри отводов при транспортировке потоков отсутствует зона турбулентности.
Круглые воздуховоды из оцинкованной стали изготавливаются двумя способами — спирально-навивным и прямошовным.
Спирально-навивной метод
Для производства используется сплошная оцинкованная лента, которая формируется в спираль требуемого диаметра. Соединение боковых стыков приводит к получению трубы со сплошной поверхностью. Преимущества такого изделия заключаются в повышенной прочности, поскольку стыки придают каналу жесткость. Длина выпускаемых участков увеличивается.
Воздуховоды производятся на автоматизированных линиях, которые способствуют увеличению производительности. Спирально-навивные воздуховоды из оцинкованной стали требуют постоянной очистки. Внутренняя поверхность получается рифленой, поэтому на ней откладывается пыль.
Прямошовный способ
Каналы выпускаются методом сворачивания целого листа в трубу требуемых размеров. Шов закрепляется фланцевым соединением и заклепывается. Воздухопровод из таких труб отличается меньшим аэродинамическим сопротивлением. Стоимость элементов по прайсу меньше спирально-навивных отрезков, что значительно снижает цену вентиляции большой протяженности.
Соединение участков между собой требует большого количества унифицированных вставок, если прямошовные каналы применяются в маленьких помещениях и ограничиваются по длине. Вентиляция устанавливается в виде небольших систем, на ответственных производствах такие типы труб не применяются.
Фасонные элементы
Стандартные унифицированные соединители служат для устройства воздухопровода требуемой конфигурации. Иногда круглые сечения соединяются с прямоугольными, при этом требуется разветвление на две или больше трасс.
К стыковочным участкам предъявляются повышенные требования, поскольку они располагаются в зонах повышенной турбулентности (на поворотах или диаметральных переходах) и несут повышенную нагрузку. Любое изменение геометрии воздуховода осуществляется с помощью фасонных элементов. Используются стандартные виды:
- круглые и прямоугольные отводы для поворотов направления трассы, выпускаются на 15, 30, 45, 60 и 90°;
- переходы с одного диаметра трубы на другой;
- тройники обеспечивают разветвление линий и соединение двух воздуховодов в одну линию;
- круглый ниппель используется для соединения отрезков трубопровода (вставляется внутрь);
- муфта соединяет участки круглой трубы и надевается поверх стыка;
- прямоугольная врезка применяется для примыкания двух линий под углом;
- крестовина соединяет прямоугольные и круглые воздуховоды под углом 90°;
- утка (S-образный элемент) служит для соединения линий, не совпадающих по плоскости или оси, существуют варианты для объединения труб разного диаметра;
- заглушка ставится на конце канала и закрывает его герметично.
Производство труб
Технология выпуска изделий зависит от их типа. Ручное изготовление является трудоемким процессом, поэтому производятся трубы на специальном оборудовании. Вручную делаются только нестандартные участки по индивидуальному заказу. При выборе производственных агрегатов обращают внимание на следующие параметры:
- форма и площадь торцевого сечения, диаметр трубы;
- толщина и жесткость оцинковки.
Чаще всего покупается продукция для вентканалов круглого сечения, поэтому производство таких коробов развито больше. Вентиляционные изделия подразделяются на категории в зависимости от способа соединения боковых граней и торцов, а также от гибкости и пожарной стойкости. Производство включает такие циклы:
- разматывание рулона оцинкованной стали в автоматическом режиме;
- подача заготовки в рабочую область;
- раскройка и правка листа по требуемым размерам;
- формирование торцов и боковых граней на прокатных станках;
- изготовление труб на специальном оборудовании.
Особенности монтажа
Перед сборкой участков труб и стандартных унифицированных элементов в конструкцию по наружному периметру рамки ставится лента для уплотнения. Если воздуховод устанавливается без возможности его разборки в будущем, то лента заменяется герметичным составом. Стороны соединительных частей крепятся болтами М10 между собой. Зазоры устраняются с помощью скоб, которые размещаются с шагом 50 см по каждому боку канала.
Дополнительно устанавливаются элементы жесткости в зависимости от длины пролета (стандартные шпильки на резьбе, профиль). Рамки к трубам прикрепляются саморезами или заклепками через 5—7,5 см. Воздуховод является готовым к монтажу в проектное положение.
На стены короба крепятся с помощью металлических обводов и поддерживаются ригелями из профильного проката. Шум в работающем воздуховоде уменьшается, если применяется мало переходников и поворотов. Для предотвращения потери тепла в промышленных воздуховодах проводится наружная изоляция пеной. Также для этой цели используют пенополистирол, базальтовую и минеральную вату.